1. В комментируемой статье оговорены порядок действий и полномочия лиц, осуществляющих кадастровую деятельность в отношении земельных участков, в переходный период. К ним отнесены: — кадастровые инженеры — они приобретают право на кадастровую деятельность с 1 марта 2008 г.; — лица, обладающие на день вступления в силу комментируемого Закона правом выполнения работ по территориальному землеустройству, — данная категория специалистов может осуществлять до 1 января 2011 г., то есть в период времени с 1 марта 2008 г. до указанной даты, одновременно с кадастровыми инженерами. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ «О землеустройстве» территориальное землеустройство представляет собой мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и 45их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство). При проведении территориального землеустройства выполняются следующие виды работ (согласно ст. 1 указанного Закона):
— образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства;
— межевание объектов землеустройства. Нужно учесть, что независимо от того, выполняются ли работы непосредственно кадастровым инженером или иным лицом, обладающим соответствующими полномочиями, к правоотношениями с участием указанных лиц применяется комментируемый Закон по аналогии (аналогия закона — это применение в указанных случаях правовых норм, регулирующих сходные отношения. Это правовая структура используется в данном случае при рассмотрении ситуаций, когда те или иные отношения не регламентированы нормами настоящего Закона).
Но указанный Закон в данном случае подлежит применению только в части, касающейся заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ. При этом в качестве исполнителя (подрядчика) должны выступать кадастровый инженер либо иное лицо с оговоренными ранее полномочиями, при условии, что указанные лица являются или индивидуальными предпринимателями (ст. 32), или работниками юридического лица (ст. 33). В последнем случае договор, конечно, заключается с соответствующим юридическим лицом. Для того чтобы можно было применить указанные нормы по аналогии, те лица, которые имеют право выполнять работы по территориальному землеустройству, считаются кадастровыми инженерами.
2. В связи с тем что до 1 января 2010 г. установлен переходный период, то является обоснованным, что до наступления указанного срока кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется, а учет указанных объектов недвижимости выполняется согласно ранее установленному порядку в сфере:
1) осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Согласно Положению об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921, был определен порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. На основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Он ведется на бумажных и магнитных носителях. Сведения об объектах учета, полученные от организации (органа) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведения государственного статистического учета, определения размера налога на имущество, ведения земельного, градостроительного кадастров, а также реестра федерального имущества;
2) государственного технического учета жилищного фонда. Согласно п. 5 ст. 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям). (Данный порядок конкретизирован в Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной Приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37.) В соответствии с указанной Инструкцией основной задачей государственного учета жилищного фонда в РФ является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
Основой государственного учета является технический учет, который осуществляется путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Учету подлежат законченные строительством и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд. При производстве технической инвентаризации в городах и других поселениях предусмотрена следующая очередность работ: — составление списка и установление нумерации домовладений, зданий; — изучение материалов, предшествовавших обследований, имеющих прямое или косвенное отношение к объектам инвентаризации; — изучение похозяйственных книг; 46- определение количества персонала, необходимого для производства обследований во всем его объеме в установленные сроки; — составление в отдельных случаях сметы на производство работ; — разбивка обследуемой территории на соответствующие районы и последних — на участки; — подбор и подготовка производственного персонала (ознакомление с инструкциями и производство пробных работ); — обследование и камеральные работы: измерение в натуре, описание конструктивных элементов зданий и определение физического износа, составление абрисов и планов земельных участков и зданий, а также экспликаций к ним, производство оценки зданий; — проверка и приемка выполненных исполнителем работ, включение материалов технической инвентаризации в архив БТИ.
Комментируемым Законом Правительству РФ предоставлена возможность повлиять на процесс учета путем принятия соответствующего постановления, в котором отразить при необходимости особенности подготовки указанных документов. 3. Кадастровые инженеры могут также осуществлять кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, но только с 1 января 2010 года (окончание переходного периода). Кроме того, дополнительно оговорен период времени, когда наряду с кадастровыми инженерами указанные работы могут выполнять иные органы и организации, которые будут обладать соответствующими полномочиями на 31 декабря 2009 г. В отношении норм комментируемой статьи применимы положения об аналогии закона, рассмотренные ранее.