Кадастровый учет должен осуществляться только исключительно по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, подлежащий кадастровому учету. Это правило ни при каких обстоятельствах не должно изменяться. Если объект недвижимости расположен в границах двух и более кадастровых округов, то место осуществления кадастрового учета определяется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Ярким примером может являться судебная практика прошлых лет.
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Нижнему Новгороду (в настоящее время — Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Нижегородской области) не осуществлял государственный контроль за землеустроительной документацией по спорному земельному участку, землеустроительное дело в архив не сдавалось. В границах спорного участка расположены объекты недвижимости, находящиеся в ведении муниципальных предприятий Нижнего Новгорода (три водовода сырой воды), не отраженные в документах государственного земельного кадастра. Как видно из документов и установлено судом, ФГУ «Земельная кадастровая палата» осуществило постановку на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Нижний Новгород, проспект Гагарина, 60, с присвоением кадастрового номера 52:18:070184:0009. Основаниями для действий явились: заявление территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Нижегородской области (в настоящее время — ТУ ФАУФИ), решение исполнительного комитета Горьковского городского Совета народных депутатов от 24.10.1988 N 709, выписка из реестра федерального имущества от 24.02.2004 N ст- 01/2167 и описание земельного участка, выполненное обществом с ограниченной ответственностью «Юртен». Посчитав, что действия ФГУ «Земельная кадастровая палата» незаконны и нарушают права и экономические интересы муниципального образования, администрация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд установил, что согласно землеустроительной документации спорный земельный участок граничит с землями общего пользования, находящимися в ведении администрации. В пункте 4 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. В силу пункта 9 Положения о проведении территориального землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты.
Администрация о проведении землеустройства не извещалась, согласование границ с ней как со смежным землепользователем не осуществлялось. Указанные нарушения привели к тому, что земельный участок с ведомостью координат, выполненных ООО «Юртен», накладывается на земли общего пользования, что подтверждается заключением муниципального предприятия «Центр подготовки исходных данных» от 26.08.2005 N 27. Из материалов дела было ясно, что в государственном земельном кадастре отсутствуют сведения о расположенных в границах спорного земельного участка объектах недвижимости (трех водоводов сырой воды), которые находились в ведении муниципальных предприятий Нижнего Новгорода, что было нарушением принципа сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра со сведениями, содержащимися в других реестрах, кадастрах, информационных ресурсах при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, закрепленного в статье 5 Закона «О государственном земельном кадастре».
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о нарушении законодательства при осуществлении действий по постановке земельного участка на государственный кадастровый учет <1>. ——————————— <1> См.: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.05.2006 по делу N А43-12057/2005- 10-332.