1. Орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости не может действовать изолированно от других органов и учреждений. Его сотрудничество с другими структурами органов государственной власти определяется в комментируемой статье. Определен срок (5 рабочих дней со дня завершения кадастрового учета), по истечении которого орган кадастрового учета должен представить документы о произведенном учете в государственные органы, перечень и полномочия которых будут установлены Правительством РФ. В случае, если в соответствии с кадастровыми сведениями право на объект недвижимости зарегистрировано, а в государственный кадастр недвижимости были внесены либо изменения сведений о характеристиках объекта недвижимости, либо информация о прекращении существования такого объекта недвижимости, орган кадастрового учета в срок не более чем 3 рабочих дня со дня завершения кадастрового учета представляет документ об указанном учете в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Конкретизация сведений, которые должны быть предоставлены органом кадастрового учета, будет установлена Правительством РФ.
2. Исходя из положений комментируемой статьи, между органом кадастрового учета, с одной стороны, и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, с другой стороны, должны быть заключены соглашения об информационном взаимодействии. На основании указанных соглашений орган кадастрового учета должен регулярно предоставлять указанным органам на безвозмездной основе кадастровые сведения в виде кадастровых карт соответственно территорий субъектов РФ и территорий муниципальных образований (в зависимости от того, с кем именно заключено соглашение). Порядок и периодичность предоставления указанных сведений должны быть определены в заключаемых соглашениях.
3. Комментируемая статья устанавливает обязанность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представлять органу кадастрового учета следующую информацию в строго определенные сроки (срок не более чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации права на объект недвижимости). Эти сведения касаются:
1) зарегистрированного права на такой объект недвижимости (собственности, аренды и т.д.) и об обладателях или обладателе этого права. Объем сведений должен соответствовать информации, которая вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) зарегистрированного ограничения (обременения) вещного права на такой объект недвижимости (залог, ипотека и т.д.) и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение). Объем представляемых сведений также должен соответствовать информации, которая содержится в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Необходимо остановиться на тех сведениях, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним и должны быть представлены в указанных случаях в орган кадастрового учета. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Единый государственный реестр прав предназначен для ведения унифицированной в пределах РФ системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях (обременениях) этих прав. Он состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел Реестра содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных 17вещных правах на этот объект, имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом. Каждый раздел Единого государственного реестра прав состоит из трех подразделов: — подраздел I — описание объекта недвижимого имущества; — подраздел II — записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, о сделках об отчуждении объекта недвижимого имущества; — подраздел III — записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества.
4. Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Она основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования: — государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости; — государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода; — государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала. В соответствии с п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, органы исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Но в комментируемой статье речь идет о государственной кадастровой оценке объектов недвижимости в целом, а не только о земельных участках.
В данном случае результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости должны представляться в орган государственной власти или орган местного самоуправления для утверждения. В срок не более чем 5 рабочих дней со дня утверждения таких результатов указанные организации должны представить в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
5. В соответствии со ст. 5 Закона РФ «О Государственной границе РФ» прохождение Государственной границы устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров Российской Федерации, вводятся в действие в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из указанных норм и положений Закона, настоящей статьей установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ, в установленный комментируемой статьей срок (не более чем 10 рабочих дней со дня вступления в силу соответствующих актов об установлении или изменении прохождения Государственной границы РФ) представляет в орган кадастрового учета соответствующий документ.
В нем должны содержаться необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения.
6. Если происходит изменение границы между субъектами РФ, границы муниципального образования или населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, то орган государственной власти или орган местного самоуправления должен представить соответствующие сведения в орган кадастрового учета.
Срок представления документа, в котором будут содержаться эти сведения, — 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта.
7. Прежде чем говорить о порядке предоставления указанными в комментируемой статье органами информации в адрес органа кадастрового учета, необходимо определиться, на какие именно органы возложены указанные обязанности: — согласно ст. 91 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. 18Ведение реестра на основании Положения о ведении государственного лесного реестра, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2007 г. N 318, осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в отношении лесов, расположенных в границах территорий этих субъектов РФ; — в соответствии со ст. 31 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 282 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов» указанное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, находится в ведении Министерства природных ресурсов РФ и осуществляет, в частности, полномочия по ведению государственного водного реестра. Именно на указанные ранее органы и возложена обязанность представлять документы о соответствующих природных объектах в орган кадастрового учета в срок не более чем 5 рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений.
8. Комментируемая статья установила, что если органом государственной власти или органом местного самоуправления были внесены изменения в сведения, перечень которых приведен ниже, указанные органы обязаны известить об этом органы кадастрового учета в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия ими соответствующего решения: адрес объекта недвижимости или, при отсутствии такого адреса, описание местоположения объекта недвижимости (субъект РФ, муниципальное образование, населенный пункт и тому подобное); категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок; назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение.
9. Комментируемой статьей установлено, какие документы должны представляться, в какой срок, определены сведения, которые в них должны содержаться в рамках информационного взаимодействия с органом кадастрового учета. Но при этом форма документов, в которых будет содержаться информация, подлежащая передаче, должна быть разработана и представлена Правительством РФ.