В случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. При наличии названного имущества оно как выморочное переходит в собственность Российской Федерации.
Таким образом, субъекты Федерации и муниципальные образования права на получение выморочного имущества по общему правилу не имеют. Однако такое право может появиться, если это будет специально предусмотрено законом.
Иностранные государства не могут наследовать выморочное имущество (им наследство может быть только завещано).
Принятие выморочного имущества следует рассматривать не только как право, но и как обязанность государства, т.е. государство не может в отличие от других наследников отказаться от его принятия. Представляется, что принятие государством наследства возможно и по истечении сроков, определенных ст. 1154 ГК РФ. В остальном права и обязанности государства аналогичны правам и обязанностям иных наследников. Государство наделено правом получения свидетельства о праве на наследство (ст. 1162 ГК РФ).
Приобретение права собственности на имущество в результате наследования относится к производным основаниям возникновения права собственности, поэтому имущество передается государству со всеми имеющимися обременениями. Государство, как и другие наследники, отвечает в пределах стоимости наследственного имущества по долгам наследодателя (ст. 1175 ГК РФ). Если наследство было завещано юридическому лицу, либо государству, либо муниципальному образованию, говорить о наличии выморочного имущества оснований нет: это противоречило бы ст. 1116 ГК РФ. Порядок перехода выморочного имущества к Российской Федерации определяется особым актом — Положением о порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов, утвержденным Постановлением СМ СССР от 29 июня 1984 г. N 683. Применяя правила о переходе выморочного имущества в собственность Российской Федерации, необходимо руководствоваться действующей Инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 г. N 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и вкладов» о том, что:
1) документом, подтверждающим право государства на наследство, является свидетельство о праве государства на наследство, выдаваемое нотариальным органом, или судебное решение, вынесенное по иску прокурора или налогового органа (п. 5);
2) имущество, переходящее по наследству к государству, передается налоговым органам, которые принимают меры к его охране и оценке. Они же контролируют своевременность передачи им наследственного имущества (п. 8);
3) нотариальный орган направляет налоговому органу (получившему свидетельство о праве государства на наследство) опись этого имущества за подписью государственного нотариуса, понятыми, другими лицами, принимавшими участие в описи. В такой описи необходимо отразить произведенные за счет наследственного имущества расходы. Работник налогового органа принимает это имущество на учет, о чем в описи делается отметка (п. 10);
4) в случае утраты части наследственного имущества налоговый орган принимает меры к внесению в бюджет соответствующей суммы (п. 12);
5) оценка наследственного имущества производится комиссией, состоящей из представителей налогового органа и организации, которой это имущество передается для реализации или использования в 5-дневный срок со дня принятия его на учет налоговым органом (п. 13). При этом определены цены, из которых нужно исходить, оценивая наследственное имущество (п. 14), а также предусмотрена возможность приглашения экспертов и специалистов- оценщиков (п. п. 13, 14). О произведенных описи и оценке составляется акт описи и оценки наследственного имущества (п. 15);
6) реализация наследственного имущества осуществляется налоговыми органами. При этом строения (в том числе жилые дома) безвозмездно передаются в ведение органов местного самоуправления. Определен и порядок реализации книг, животных, основных средств, иного имущества, переходящего по наследству государству (п. п. 16 — 20);
7) запрещается передача взятого на учет наследственного имущества во временное пользование другим лицам, а также приобретение этого имущества налоговыми органами или их работниками (п. п. 32, 33);
8) необходимо зачислить в соответствующий бюджет суммы, вырученные от реализации наследственного имущества (п. 34);
9) возврат наследственного имущества производится в случае признания судебными органами свидетельства о праве государства на наследство недействительным или отмены судебного решения о передаче имущества по праву наследования государству (п. п. 37 — 39). Возврат имущества осуществляется в натуре, а при невозможности этого из бюджета возмещается сумма стоимости имущества (п. 40).
Порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Пока такого закона нет — необходимо руководствоваться порядком, предусмотренным в Постановлении N 683 и Инструкции N 185. Если такой закон появится, субъекты Федерации и муниципальные образования смогут получать выморочное
имущество непосредственно; сейчас они могут получить его только от РФ, но такое имущество не будет уже являться выморочным. Тем же законом будет определен порядок передачи выморочного имущества субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Правительство РФ приняло Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».